Вестник МАРХИ
Студенческое издательство
Тема номера:
ПРОСТРАНСТВО, ФОРМА, МАТЕРИАЛ

№3
СМЕЛОСТЬ
Что вы знаете о макетировании? Какие технологии применяете в работе? Какие альтернативные возможности открыты перед вами при создании модели? Если для Вас макетирование становится пыткой, то Studio 911 готовы рассказать и показать, как сделать процесс и проще и приятнее. Просветительские планы и идеи макетных пространств ВМ обсудил с руководителем бюро Виктором Крыловым.
Н. Юдина
ЭКСКЛЮЗИВ
СВОБОДА
ТВОРЧЕСТВО
«Пять лет назад мы начинали с нуля. Ситуация была нестабильна: несколько крупных заказов, потом наступило тяжёлое затишье. Вскоре снова от заказов не стало отбоя, а нас было всего двое и времени не хватало. Одним из самых успешных заказов была башня Венецианского биеннале, и мы думали, что такие заказы бывают раз в жизни. А потом вдруг возник макет ЗИЛа и ещё много других интереснейших проектов, над которыми мы работали вдохновенно. И до сих пор в работе творческий порыв для нас значит очень много».
Так можно вкратце описать непростой путь студии от маленькой конторы до успешного и востребованного бюро. И до сих пор Студия 911 не останавливается в развитии, ставя перед собой все более смелые задачи: от создания голограмм и дополненной реальности до «захвата мира». А сейчас основателей студии занимает множество более насущных вопросов.
Виктор Крылов: 7 лет назад, когда я оканчивал МАрхИ, мы практически ничего не знали о макетировании. Специальных дисциплин, посвящённых макету, не существовало; с возникающими вопросами мы обращались к старшим товарищам и знакомым. Всё это касалось лишь работы с бумагой и картоном и было на уровне: «как правильно сложить листик» и «каким клеем его склеить». Если вдруг приходилось что-то резать на струне, то до всего доходили на собственном горьком опыте.
На протяжении лет ничего в МАрхИ не менялось, и по-прежнему методики обучения макетированию как таковой нет. Это особенно заметно нам, потому что, организовав своё бюро, мы открыли удивительный и многообразный мир макета. Узнали, что есть огромный выбор материалов, технологий и инструментов, который совсем не ограничивается бумагой и картоном.

Стоит упомянуть 3d-печать, фрезеровку, лазерную резку, литьё. На стыках всех этих возможностей рождаются уникальные концептуальные модели. И это не говоря о том, что сейчас в сети можно без проблем найти референсы и крутые идеи на Pinterest или в Instagram. В бытность нашу студентами мы такой возможностью не обладали. Какие-то картинки можно было найти только в книжках – и то немногочисленных, состоящих только из фотографий без каких-либо пояснений. И вот, даже имея такой спектр общедоступной информации, студенты всё ещё не ориентируются ни в ассортименте материалов, ни в технологиях макетного производства. Поэтому перед собой мы ставим задачу просветительскую. Наше большое желание – помочь студентам, показать им все возможности современного макетирования и научить тому, что знаем и умеем сами. Кто, если не мы?
Вестник Мархи: Есть ли у студии какие-то начинания в этой области?
В.К. — В шоуруме на ARTPLAY мы проводим мастер-классы по работе с материалами, которые может посетить любой желающий. Достаточно следить за нашими новостями в соцсетях. Затем мы, возможно, даже составим расписание. Причём площадкой ARTPLAY мы совершенно не ограничены и открыты к сотрудничеству с любыми организациями. Такой же воркшоп можно провести, например, и в МАрхИ.
Сейчас мы работаем и над другим образовательным проектом – это книга о макетировании. Ну и ещё у студии есть канал на Youtube, где мы регулярно выкладываем фильмы о наших наиболее удачных макетах и технологии их изготовления.
ВМ: Провести воркшоп в МАРХИ - это отличная идея. Уверена, что нашим студентам это будет интересно!
В.К. — Это не только безумно интересно, но и жизненно необходимо! Ведь в МАрхИ, помимо методики обучения, до сих пор нет условий для создания качественных моделей и макетов. Любое уважающее себя архитектурное пространство должно иметь хоть крохотное место для работы с формой. За границей примеров огромное множество. В зарубежных ВУЗах, особенно в Германии и Голландии, макетирование подобно культу – студенты проходят специальные дисциплины и имеют пространство с достаточным количеством разнообразных и качественных станков под разные нужды. Даже у нас Британка и МАРШ обустроили помещения для работы с макетами. И у нас возникла идея – почему бы в МАрхИ не сделать пространство для студентов со станками, струнами и другими технологиями макетирования.
Фильмы о проектах и технологиях студии смотрите
на канале на YouTube каждое 1-е число месяца.
ВМ: Все студенты были бы рады иметь такое пространство! Не говоря о том, как возросло бы качество макетов. Неужели есть какие-то препятствия?
В.К. — В прошлом апреле мы встречались с представителями администрации. Была идея сделать макетную лабораторию, рядом с которой можно было бы заодно продавать материалы. Наше намерение, однако, упирается в вопросы нехватки помещений. Это известная проблема, и совершенно неясно, как сотрудничать с МАрхИ и сделать это легально и удобно для всех.

ВМ: Есть ли какой-то выход. Вы уже думали об этом?
В.К. — Мы столкнулись с такой же проблемой, когда встал вопрос расширения производства в бюро. Станков становилось все больше. Снимать дополнительные помещения было неудобно, так же, как и строить что-то поблизости. Решением стала модульная система из мобильных блоков. Удобным оказался обычный морской контейнер, в котором на лайнерах перевозят грузы. Каждый из контейнеров предназначен для одной функции.
Подобно тетрису, блоки собираются вместе в любую комбинацию. Также легко их можно в любой момент разобрать и, в случае необходимости, перевезти в другое пространство.
Мы решили расширяться поступательно. Сначала появился один контейнер с фрезеровочным станком, потом к нему добавился ещё один с лазером, потом покрасочная и т.д. Система теоретически имеет неограниченные возможности для развития. Сейчас наше производство состоит из 6 контейнеров. Они расположены на плане в виде буквы «П», как видно на схеме, а пространство между ними перекрыто крышей. Таким образом, без привлечения дополнительных площадей мы смогли организовать производство полного цикла.

В.К. — Идея родилась спонтанно, но у нас, конечно, давно зрело желание поделиться опытом макетирования со студентами, архитекторами и даже другими бюро: мы специализируемся именно на концептуальных архитектурных макетах, которые сейчас очень популярны. Книга состоит из теоретической, обучающей части, куда входят краткая история макетирования и рассказ о макетных материалах и технологиях, и практической, которую мы решили посвятить 30 наиболее интересным проектам студии. Именно нашим проектам, поскольку мы не понаслышке знаем обо всех деталях концептуальной разработки и производства каждого макета. Поэтому это не будет набором картинок, как в других книжках. Мы подробно разберём стадии работы с таймлайнами, инфографикой, наглядными схемами и всеми особенностями изготовления. Нам хотелось, чтобы эта книга была понятна и интересна широкому кругу профессионалов и учащихся.
Книга будет издана на русском, английском, немецком и, возможно, на китайском языке.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Modelmaking (Макетирование).
ВМ: Может ли подобная история появиться в МАРХИ?
В.К. — Это скорее организационный вопрос. Технически для этого нет препятствий: такой же модуль с парой станков, где будет сидеть оператор, принимающий заказы на резку, может стоять где угодно. Например, двор МАрхИ, пространство которого сейчас используется категорически нерационально, мог бы вполне вместить несколько таких блоков и быть полезным для всех студентов. Под эту идею мы были бы готовы обустроить и всё это пространство, особенно задний двор, чтобы он не напоминал «Нарнию», куда страшно заходить.
ВМ:Надеемся, что эта эти проблемы не останутся без внимания администрации института, и когда-нибудь будет возможно воплотить что-то подобное на территории МАРХИ. Но вы упомянули про книгу. Расскажите подробнее.
потенциал
О том, что в институте нужно поменять, говорят все и давно. А команда «Точки Зрения» делает. Им удалось добиться появления Wi-Fi в коридорах, реконструировать библиотеку и «воскресить» 21 аудиторию, сделав ее местом силы для Студентов МАРХИ. Да еще и вдохновить менять свой вуз к лучшему студентов-архитекторов из других городов. Про обустройство общественных пространств, возрождении мастерских МАРХИ и других начинаниях «Точки Зрения» ВМ рассказали кураторы проекта Ася Успенская и Ксения Раковская.
К. Васильева
во всем
видеть
мы стараемся
Как добиться перемен в институте
эксклюзив
Ася Успенская — «Точка зрения» — это сообщество студентов, которые хотят изменить что-либо в институте. Проект дает им возможность реализовывать свои идеи и улучшить профессиональные навыки. Мы архитекторы и наше поле деятельности — это пространство, среда, объекты и предметы. В нашем институте куча недостатков. Когда появилось внушительное количество студентов, которым не все равно, что их окружает, мы объединились в команду «Точка зрения студента на…» — образовательный процесс, профессиональной развитие, инфраструктуру и тд. Главное — выскажи, вырази и реализуй свое видение.
Для реализации наших планов нужны были кураторы не из числа преподавателей. Во-первых, лучшего определить сложно. А во-вторых, преподаватели могли бы чрезмерно давить на решения студентов. Тогда я предложила найти кураторов среди выпускников МАРХИ с интересным опытом в профессии, чтобы работать в неформальной атмосфере партнерства, а не в формате «учитель — ученик».
Но вскоре стало ясно, что решать проблемы без помощи самого института невозможно. Поэтому нашими партнерами стали сотрудники администрации и кафедр института. Они заинтересовались проектом, когда к ним стали приходить студенты не со скучными вопросами, а уже с профессиональными задачами.
Вестник Мархи - Как появился проект «Точка зрения» и что он из себя представляет?
А.У. — 21 аудитория — наш первый реализованный проект. Это был худший класс в институте, там было невозможно заниматься проектом. Мы выбили бюджет, сами сделали проект, смету, своими руками все перекрасили. С тех пор эта аудитория лучшая в институте.
Еще один опыт — это наша библиотека на нулевом этаже. Когда институт получил деньги на обновление библиотеки, то вместо того, чтобы нанимать архитекторов со стороны, пригласил «Точку зрения».
В.М. - Есть ли у «Точки зрения» уже реализованные проекты?
Ксения (куратор проекта библиотеки):
Сейчас ремонт в финальной стадии. Готовы периметр и отделка, заказаны стеллажи, мебель и освещение. Студенты сами провели обмеры, разработали концептуальный и рабочий проекты, составили спецификации и полностью реализовывали концепцию. Помимо дизайна, мы хотели поменять режим пользования и концептуально принцип работы библиотеки. Очень долго вели переговоры с библиотекарями, объясняя, что это пространство для студентов, а не место, где можно только взять книгу и уйти на цыпочках. Мы не отрицали, что должна быть зона тишины, но и другие тоже должны быть: зона для презентаций проектов, обмена книгами и журналами, место хранения вещей студентов и пространство, где можно просто зайти в интернет, как в отделе периодики (2 этаж, над кафедрой рисунка, удивительное место всем советуем там побывать). Всего этого мы добились, уменьшив зону хранения книг.
Естественно, из-за нехватки бюджета, материалов, времени, недобросовестных подрядчиков не все идеи удалось воплотить. Но тем не менее, это хороший пример того, как вуз вместо того, чтобы тратить ресурсы на стороне, предоставил студентам возможность реализоваться.

А расскажи про обустройство библиотеки подробнее.
Есть ли еще подобные успешные проекты?
А. У - Весной этого года «Точке Зрения» предложили обновить первый этаж общежития в соответствии с потребностями студентов. На воркшопе в августе ребята сами сделали обмеры, разработали концептуальный проект, сделали спецификации и план демонтажа.
Один из больших концептуальных проектов, это — благоустройство двора МАРХИ, команда Точки зрения на основании своего годового исследования участвовала в конкурсе "Сквер ВХУТЕМАС" и выиграла второе место. Реализация проекта требует больших инвестиций, если они появятся, то проект можно будет запустить.

К. Р. - Еще один проект малые архитектурные формы для двора МАРХИ. Был разработан ряд концепций на лавки и стоянки для велосипедов. Мы уже добились разрешения. Как только найдутся студенты-добровольцы сделать рабочие чертежи и довести реализацию, у нас появятся парковки.
А как команда «Точки зрения» начала заниматься исследованиями?
А.У. - В 2013 году Студенческий Совет МАРХИ попросили представить на Ученом Совете в декабре видение студентами учебного процесса. Было понятно, что Студенческий Совет (как правило студенты 1-3 курса) самостоятельно просто не смогут представить картину в целом, тк просто еще не прошли весь учебный план. В этот момент и появилась "Точка Зрения" как исследовательский проект, задачей которого было показать администрации ВУЗА как его видят студенты и выпускники. Поднять неудобные вопросы, если нужно и обратить внимание на то, что важно студентам. Мы провели гигантский опрос среди студентов и выпускников и представили результаты на Ученом Совете. Оказалось, абсолютно каждого студента волнуют пять тем:
  • Wi-Fi

  • Благоустройство внутри и во дворе института: нехватка стульев, розеток, мест досуга, парковки для велосипедов

  • Плохая коммуникация между разными структурами: студент — деканаты/кафедры; кафедры — ректорат. И совершенно невозможный Сайт МАРХИ

  • Невозможность защитить проект перед комиссией по дисциплине «архитектурное проектирование»
  • Отсутствие мастерских и коворкингов

И нас услышали. Медленно, но начали происходить изменения. Вскоре появился Wi-Fi в холле и на кафедрах. Разрешили парковать велосипеды и начали использовать светодиодные лампы. После этого запустился проект "Точка Зрения:Исследование и модернизация» с пяти направлениями: Внутри, Снаружи, В сети, Связи и Аналитика. Мы начали подходить к институту как к живому организму — не «у меня нет розетки», а «почему у сотни человек нет достаточного числа розеток». Создали виртуальную модель вуза, проанализировали заполненность аудиторий и пространств, потому что часто в одном месте слишком много людей, а в другом — никого. Анализ площадей и инсоляции помог нам найти корень многих проблем и придумать решение.

Одной из самых важных и удивительных причин того, что мы столько смогли узнать изучить и сделать была наша команда, совершенно разные студенты из разных курсов, с разными интересами работали вместе чтобы ответить на свои вопросы и реализовать свои идеи и сделать свой институт лучше. Это и есть"Точка Зрения".



Как «Точка зрения» вышла за пределы МАРХИ?
А.У. - Да. Мы начали ездить с воркшопами по другим архитектурным ВУЗам и предлагали студентам: «Познакомьтесь со своим институтом». Они делали простые модельки в SketchUp, анализ территории и классов, самого процесса обучения, гуляли по своему институту и рассказывали о нем нам, сами узнавали его по-новому, задавали себе вопросы, и вместе с нами искали ответы и возможности.

Мы не только показали другим возможности менять свой ВУЗ к лучшему, но и поняли, сколько хорошего порой не замечали в своем. Мы стараемся во всем видеть прежде всего потенциал. У одного вуза больше спонсоров, у другого — интеллектуальных ресурсов, у третьего площади. В Самаре, например, прекрасные проектные аудитории: у каждой группы своя, и там можно оставить свои вещи, там есть техника для печати, обустроенные для архитекторов рабочие места. Но при этом студенты практически не общаются за пределами своей группы и чувствуют, что им тесно в своем обустроенном замкнутом мире.

Или другой пример. В университете в Нижнем Новгороде по наполнению одна из лучших библиотек тк ВУЗ часть строительного университета и подключен к библиотечным электронным ресурсам архитектурно-строительных вузов, но проектные аудитории от обычных классов ничем не отличаются. Когда мы восхищались их библиотекой и тем, что там работают студенты, они нам в ответ сказали, что мечтают поработать с уникальными книгами, собранием графики и периодикой в нашей библиотеке.


С чем, на твой взгляд, «Точке Зрения» еще предстоит поработать?
А.У. - Все еще остается актуальной тема двора и конечно, над общественными пространствами — обустроить холлы, и создать общественные рабочие пространства — это решит сразу много проблем. Переделать аудитории — конечно, более желанный для всех проект, но он намного дороже и сложнее.

Еще МАРХИ нужен новый сайт, потому что нынешний просто нечитаем. Мы уже разработали дизайн, структуру, создали карту, теперь опять находимся в активном поиске рессурса на реализацию.

Еще мы бы хотели создать мастерские, где студенты могли бы работать с разными материалами и и инструментами.


А.У - Есть база институтских мастерских со столярными и другими станками, которые в настоящее время к сожалению не работают, нет специалистов и спроса. Раньше они были частью наших производственных мастерских, и в них работали профессиональные плотники и реставраторы. Я считаю, что этот проект обязательно нужно возродить, у студентов должна быть возможность практиковаться и учиться делать вещи своими руками. Но тут все зависит опять от студентов, если они заинтересуются, захотят участвовать в возрождении и преображении мастерских "Точка Зрения" их обязательно поддержит, но все начинается со студента.
А где могли бы появиться мастерские МАРХИ?
АРХИТЕКТУРНЫЙ КОНКУРС КОНЦЕПЦИЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА «ЕКАТЕРИНБУРГ - СИТИ»
Авторы проекта: Пирожкова Татьяна, Пальчиков Дмитрий, Бранденбург Анна.
Гуниб. Новый взгляд на горный курорт
Авторы проекта: Кузнецова Мария, Некрасова Татьяна.

Проект был создан в 2016 году в рамках курса урбанистических практик «Территориум», объединяющего ряд образовательных программ, стажировок и проектных семинаров для студентов архитектурных вузов.
Село Гуниб в Дагестане – это важное историческое место, обладающее большим потенциалом, историческим наследием и природными богатствами. Целями данного проекта были увеличение притока туристов, инициирование нового бизнеса и создание новых рабочих мест.
Концепция развития территории затрагивает природный парк "Верхний Гуниб" и предполагает развитие дорожно-тропиночной сети и навигации на протяжении туристического пути от главной площади села до таких достопримечательностей как беседка Шамиля, Царская поляна и т.д.
В проекте проводится реконструкция главной площади с целью создания площадок для проведения мероприятий социально-культурного значения, ввода цветочного оформления и организации должного ухода за древесно-кустарниковой растительностью. Разработка благоустройства предполагает создание привлекательного образа этого населенного пункта, подготовку к увеличению транспортного потока и решение проблемы досуга населения.
Международный конкурс в области дизайна и архитектуры «АрхиВызов 2017» по разработке объектов для экопарка «Ясно Поле»
Проектируемая беседка может располагаться на любом живописном участке экопарка «Ясно Поле».
Конструкция беседки - опоры из бруса 100х150, балки 100х100.
На каркас крепится тент с отверстием для стока воды в центре.
Конструкция лавки позволяет раскачиваться на ней, общаясь с собеседником, или просто любоваться пейзажем.
конкурсные проекты
Террикон (1 место)
Эллипс
Авторы проекта: Гусев А., Каримова К.
(Шорт- лист)
Особенностью города является наличие реки Кан, разделяющей город на 2 части. На обоих берегах есть свои центры притяжения. Развитие водного транспорта позволит связать эти два «центра».
Лодки, катера, катамараны, теплоходы смогут приносить летом прибыль жителям Канска. Это решение позволит улучшить благосостояние города и парка, создаст новые рабочие места. Туристы смогут попасть из одной части города в другую по реке. Это позволит развести потоки туристов и жителей г. Канска и поможет туристам меньше беспокоить местное население во время проведения кинофестиваля.
Летом предлагается устанавливать понтонные пирсы. Зимой – сообщение по льду. Прибыль – на благоустройство острова и постройку мостов.
Возможности на острове:
- смотровая площадка с видом на город
- бухта с катамаранами и весельными лодками на прокат
- беседки для свиданий, скамейки с навесом
- лодочная станция, пункт проката снастей и лодок
- понтонные пирсы для рыбалки
- открытый ботанический сад
- в центре острова «дикий лес»
- установки инсталляций для фотографирования туристов, «селфи»
- велодорожки
- лежаки
- пляж
Конкурс «Остров неподдельного счастья» Международного Канского архитектурного
фестиваля. Красноярский край, Канск, 2015
Решение пустых пространств под эстакадами в г. Сочи
Результат 3-х дневного воркшопа на Всемирном Фестивале 2017.
Кураторы воркшопа А. Сломинский, А. Укропов, А. Мергольд (модератор О. Мамлеев).
Авторы проекта: Бакурадзе Лика, Баштурова Ольга, Гостева Виктория, Жесткова Мария.
Концепция заключается в следующем: эстакада-большой бумбокс, ячейки которого вы можете заполнять различными «кассетами». Мы предлагаем 8 вариантов данных кассет, а дальше их можно менять, переключать ну и, конечно, пополнять коллекцию.
Проект в виде почтовых открыток
#303
Оказавшись в начале 2017 года сначала в TU Berlin, потом - в нескольких институтах Вены, где у каждого студента-архитектора есть свое личное рабочее место, а у проектной группы - своя студия, где можно буквально жить (а мебель выпилить в мастерской на этаж ниже) мы поймали себя на мысли, что тоже так хотим.
Хотим, чтобы МАрхИ стал для нас полноценным рабочим местом, где есть все, что нужно. Довольно амбициозно и даже утопично, согласны. Тем не менее, если хочешь что-то изменить - начни с себя. И мы вернулись с твердым намерением сделать нашу проектную аудиторию 303 действительно проектной, где удобно и приятно работать в любое время, а не только приходить на консультации с преподавателями. Понятно, что исходные условия у нас непростые: 5 групп на самую маленькую аудиторию в институте, громоздкая мебель, дефицит розеток - тут не до личного рабочего места и обустроенных высокотехнологичными станками макетных зон. За плечами у нас был опыт реализации выставки нашего проекта Окрестность, когда мы всей группой за два дня изготовили всю необходимую для экспозиции мебель.
Д. Калашов
«Наша цель - не просто реализовать проект обновления аудитории в мархи, а создать прецедент, в своем роде катализатор последующих улучшений в стенах всего института.»
В первую очередь мы создали опрос среди всех пользователей, определили основные принципы, в рамках которых мы дальше работали: гибкость, многофункциональность и четкое зонирование. Затем наметили план, но работа над проектом шла, мягко говоря, неспешно, что, на самом деле, хорошо отразилось на всех решениях, поскольку мы к ним действительно пришли.
В команде нас трое, и мы очень разные: так, Арсений у нас отвечает за рациональность и эстетику, Денис - за практичность и технические аспекты, а я уговариваю ребят повесить гамак и расставить везде цветы. Вот где-то на пересечении и образовался наш проект, который мы горячо обсуждали и разрабатывали, находясь в разных странах.
В рамках проекта мы разработали системы хранения как для крупных планшетов, так и макетов, придумали принцип, по которому все рабочие места делятся на 3 типа, вместили макетный стол и повесили проектор, чтобы можно было днем смотреть презентации, а по вечерам- кино.
В остальном - все просто, но функционально. Для нас с самого начала было очень важно было учесть интересы всех сторон: как студентов, так и преподавателей, администрации. Считаем, что нам уже многое удалось, хотя самое главное впереди - стройка.
Поэтому сначала мы рассчитывали только на свои силы: собрать неравнодушных и минимальными средствами улучшить ситуацию: столешницы заменить, полки повесить. В итоге, с поддержкой студсовета, все переросло в большой и проработанный проект, который мы видим в качестве пилотного, то есть - отправной точки для обновления всех аудиторий МАрхИ.
ЛАВКА
Для любого макета нужны материалы. Новое начинание Студии 911 – собственный магазин макетных материалов и не только. Чтобы узнать, чем он необычен и привлекателен, что выбирают профессионалы и чем такое начинание будет полезно студентам, ВМ взял интервью у владельца магазина Антона и директора магазина Яны.
А. Савельева, К. Васильева
«мы помогаем сэкономить время и силы»
ЧУДЕС
ВМ: Как возникла идея магазина и на кого он ориентирован?
Яна: Идея нашего магазина – собрать в одном месте все необходимые товары для макетирования, облегчив тем самым поиски материалов студентам и макетным мастерским. Мы сами часто сталкивались с проблемой поиска нужных материалов для работы и поставщиков. На это уходило много времени, сил и финансов. Поэтому, создавая магазин, мы прекрасно знали, на что ориентироваться и что будет востребовано.
Антон: Мы много общаемся со студентами МАрхИ. И они в восторге, что наконец появилось такое место, где можно найти всё необходимое. Чаще всего ребята приезжают с моделью на ноутбуке, показывают её, но совершенно не понимают, как и из чего её можно воплотить. А тут же тебе могут рассказать и посоветовать, какой материал взять и как с ним работать. Сейчас очень популярна тема образовательных курсов, туториалов и воркшопов – но по макетированию ничего подобного пока нет. И мы скорее себя трактуем как образовательная платформа.
ВМ: Материал в макете вещь определяющая. А вот чем и где обработать приобретённый материал? Предоставляете ли вы возможность обработки трудоёмких материалов, таких как, например, древесина?
Яна: Нам знакома и такая проблема, поэтому в будущем мы хотим здесь открыть мини-цех. Мы даже специально подбирали такое помещение, где можно сделать небольшую мастерскую.
Антон: К сожалению, когда мы открылись в июле, посетителей практически не было. Осенью ситуация тоже не изменилась. Конечно, пора особой студенческой активности, как правило, приходится на предновогоднее время, а может тому причиной то, что о нас ещё мало кто знает. Проект мы сворачивать не хотим, он для нас очень важен. Поэтому сейчас мы решили переехать в другое помещение, поменьше. Волноваться по этому поводу не стоит, всё останется в таком же объёме и ассортименте.
ВМ: Какие же материалы пользуются популярностью? Есть ли что-то необычное?
Яна: На данный момент у нас, в основном, стандартные материалы: пенокартон, шпон, пенополистирол, модели людей и транспорта различных масштабов и светодиодные фонари – это вещи базовые и самые востребованные. А что касается необычных материалов, пока это – пенопласт разных цветов, в частности чёрный - такой не найти в Москве. Недавно появилась бальза - мягкая, но прочная древесина, которую часто используют в макетировании.
Антон: Зачастую нужный материал можно купить только в больших форматах и большими партиями, с чем столкнулись все студенты. Наше большое достижение в том, что прежде всего мы предоставляем возможность покупать материалы разных размеров.
В целом, каждую неделю ассортимент обновляется. Например, сначала не было пенокартона. Потом он появился по самой низкой цене в Москве. Многие спрашивали картон – теперь он есть в продаже, в том числе текстурный картон, и белый, и черный. Мы прислушиваемся ко всем, кто приходит или высказывает пожелания.
ВМ: Очень важный для всех вопрос: устраиваете ли вы акции для студентов?
Яна: Несмотря на то, что мы только открылись, мы уже провели одну акцию. Мы дарили за репост нашей записи в социальных сетях чёрный пенопласт. Также мы снизили цены на клей, резаки, коврики, то есть на то, что нужно всегда, а особенно в начале учебного года.
Антон: Сейчас мы разрабатываем новую акцию и они будут у нас постоянно. Мы всегда учитываем пожелания студентов по материалам и рады видеть их в нашем магазине.
ВМ: В таком случае, будет ли что-то подобное возле МАрхИ? Сотрудничаете ли вы с подобными себе организациями?
Яна: Мы сотрудничаем с «Лабой», они недавно открылись на Мясницкой улице - это всё же ближе к МАрхИ, чем ARTPLAY. У них представлено очень много станков и 3D принтеров. Мы планируем проводить воркшопы для студентов, а также нанять консультантов для помощи студентам с макетами.
Антон: Кстати, если говорить о «Лабе», то материалов у них нет. Некоторые студенты уже поняли, что достаточно удобно и быстро купить материалы в шоуруме, а затем с ними ехать в «Лабу». А если вдруг некогда, всё горит и сдача через 2 часа, то у нас есть доставка. Достаточно просто заказать материал на сайте, а курьер привезёт это тебе в течение часа - а ведь можно было это время потратить только на то, чтобы куда-то съездить и ничего не успеть при этом сделать. Да, пока доставка - это не дёшево, ибо идёт через другие организации, но мы на этом совершенно не зарабатываем.
Экономным, кто предпочитает традиционные материалы и самостоятельную резку, мы тоже помогаем в выборе материалов. Например многие с удовольствием узнают о пластике ПВХ, который также удобно и просто резать и склеивать. (Смотрите подробнее о ПВХ в разделе «По делу»)
секретные материалы
ПВХ бывает двух видов — вспененный и жесткий — и разной толщины от 1 до 10 мм. В макетном ремесле используется только вспененный матовый вариант как альтернатива пенокартону и пенопласту. Листовой ПВХ используют для изготовления фасадов, межэтажных перекрытий, ребер жесткости, оснований, фундамента, кровельных покрытий, подмакетников, сложного рельефа для ландшафта. Палитра ПВХ варьируется в пределах четырех цветов: белого, черного, серого и оранжевого.
ПО ДЕЛУ
Герой этого номера — ПВХ, или для ценителей доскональности
— поливинилхлорид. Хотя его не часто используют студенты для создания архитектурных макетов, это весьма доступный, красивый и простой
в обработке материал. Чтобы узнать о возможностях его применения,
мы отправились к специалистам в своем деле — в макетное бюро STUDIO 911.
Н. Возжаева
Какими свойствами обладает ПВХ?
-Эластичный
-Прочный
-Долговечный: не набухает и не искривляется
со временем
-Устойчивый к агрессивным жидкостям
-Окрашивается любой акриловой краской
-Пожаробезопасный: трудновоспламеняется
-Пыль и грязь легко удаляются водой
-Экологичный: безвреден при обработке
и в процессе эксплуатации
Что можно делать из ПВХ и, главное, как?
ПВХ толщиной до 5 мм легко режется резаком, что немаловажно для студенческого ритма штамповки макетов. Для листов большей толщины также можно применить резак, приложив больше физических усилий и терпения, или воспользоваться пилкой или ножовкой по металлу.
Этот мягкий и податливый материал позволяет вырезать даже криволинейные формы с помощью лобзика. Более того, ПВХ легко фрезеруется а это значит, что часть макета можно сделать самостоятельно с помощью резака, а более сложные детали отдать на изготовление фрезеровщику.
Проект реновации района Кузьминки. Zaha Hadid Architects. 3D print
Как склеить детали из пвх?
ПВХ толщиной 1-2 мм легко сгибается и позволит создать плавные естественные формы. Материал большей толщины податлив как пластилин после нагревания строительным термофеном в течение нескольких секунд.
Этот вопрос волнует всех студентов, особенно в ночь перед сдачей. Можно использовать «UHU» или клей «Момент», но лучше «Interbond» — клей с закрепителем, который схватывает пластик за секунду. Этим же клеем можно заполнить щели перед покраской.
Еще одно преимущество ПВХ — возможность ультрафиолетовой печати водостойких изображений. На ПВХ можно нанести самоклеящуюся пленку сухим или мокрым способом с применением мыльного раствора.
Где купить?
Теперь не нужно ехать за большеформатными материалами в строительный магазин. Команда STUDIO911.store быстро доставит материалы любого размера прямо в аудиторию. А за листами стандартных форматов (до 1400 мм) можно приехать в магазин по адресу Нижняя Сыромятническая, д.10, стр.4, Вход C, 2 этаж, офис 222.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Каким был радикальный проект дома-коммуны на Орджоникидзе, и что стало со зданием после реставрации
Здесь были
над студентами
Т. Сусла
Знаменитый дом-коммуна был расселён из-за аварийного состояния и пустовал с 1990-х. Реконструкция началась в 2007-м и продлилась девять лет. Здание обрело прежние формы и функцию — общежитие для студентов.
В мае студенты МАрхИ побывали в гостях у своих собратьев из МИСиС и оценили результат.
Совершенно новый тип общежития спроектировал архитектор Иван Николаев для Текстильного института в 1931 году. Дом состоит из трёх зданий: восьмиэтажные спальный и санитарные корпуса и трёхэтажный учебный. В плане вся постройка напоминает самолёт-кукурузник.

Устройство здания диктовало и формировало весь распорядок дня студентов. Предполагалось, что утром после звонка все должны были идти на зарядку. Спальные кабины закрывались на вентиляцию — вход блокировался до самой ночи.

После зарядки студентов отправляли умываться в санитарный корпус, затем — в столовую на завтрак. После этого они расходились: в вуз, в общую учебную комнату или в отдельные кабины для занятий. В их распоряжении были общая читальня, библиотека, чертёжная, студии.

Индивидуальные ячейки задумывались только для сна, — никакой мебели, кроме кровати и тумбочки. Объём был уменьшен до предельных размеров. Николаев заметил, что для человека в замкнутом помещении важно не пространство, а количество свежего воздуха. А значит, допустимо уменьшить площадь, усилив вентиляцию. В кабине даже хотели применять озонирование воздуха и усыпляющий газ. В первоначальном варианте спальные ячейки были площадью всего 4 м², но с высотой потолков более 3 м, кроватями в два яруса и без окон.
«Машина для жилья»
Окончательный вариант был менее радикальным: размеры спальной кабины увеличили до 2,7х2,3 м, обе кровати разместили на одном уровне, предусмотрели окна.

Всё остальное пространство дома-коммуны было общественным: общая кухня, общий душ, столовая и помещения для досуга. Проводить свободное время советским гражданам тоже следовало в коллективе. В трёхэтажном корпусе располагался спортивный зал на тысячу человек, читальный зал на 150 мест с книгохранилищем, детские ясли, прачечные, медпункт, душевые, комнаты для кружков и кабины для индивидуальных занятий.

«С человеческим лицом»
Коридорную планировку сохранили, но сами комнаты изменили. Теперь это блоки гостиничного типа из одной или двух комнат. Каждый санузел рассчитан на трёх человек. Надобность в санитарном блоке пропала — теперь там тоже комнаты для студентов. Общежитие приспособили для людей с ограниченными возможностями.

Коридоры корпусов покрасили в яркие цвета, и не без причины. В начале реконструкции в здании обнаружили разноцветные помещения. Были даже чёрные комнаты, назначение которых, к сожалению, неизвестно.

В общественном корпусе воссоздали интерьер, в частности, первоначальное расположение светильников. Пока этот корпус не обрёл определенную функцию. Пространство под шедовыми фонарями пока остается
За экскурсию в дом-коммуну «Вестник МАрхИ» благодарит:
Монику Галстян (студсовет МАрхИ)
и Глеба Узунова (председатель
объединённого совета обучающихся МИСиС)

Подобные дома-коммуны не только были общежитиями, но и формировали нового советского человека. Приехавшие в столицу люди жили в бараках и казармах, где условия проживания были хуже, чем в коммунах. Студенты, комсомольцы поддерживали строительство такого типа жилья, для них это было выгодно, а вот семейным людям жить в коммуне было уже неудобно.

Несмотря на спрос на дома-коммуны, их строительство приостановили в начале 1930-х годов. Возникла необходимость в более современном и комфортном жилье. В 1960-е сам Николаев был вынужден переделать свои «спартанские» спальные кабины в более подходящие четырёхместные комнаты.

К началу 90-х годов здание начало ветшать. Часть помещений учебного корпуса заполонил мелкий бизнес. Частично было застроено и свободное пространство между колоннами спального корпуса.
За девять лет архитекторы восстановили максимальное количество важных элементов здания — но с использованием современных технологий. Почти всё, кроме кирпичных несущих стен лестничных башен и пандуса разобрали и возвели вновь. Металлические балки, скрытые в стенах здания, позволяют производить практически любую перепланировку и делать это в короткие сроки. Деревянные конструкции знаменитых шедовых фонарей заменили на стальные.

На фасаде спального корпуса вновь появились ленточные окна оригинальной величины с деревянными рамами. Балконы стали чуть шире, и вместо пострадавших от времени металлических ограждений приобрели глухие бетонные парапеты.

Пандус с первого на восьмой этаж санитарного блока считается одним из главных украшений здания коммуны. Его называли «ленивкой» — это была главная местная транспортная магистраль. Сейчас в колодце пандуса появился панорамный лифт. Это решение вызвало много споров, но еще Николаев задумывал в этом месте подъёмники. Не удалось сохранить оригинальные лестничные перила «ленивки». Сейчас здесь установлены точные копии перил другого спроектированного Иваном Николаевым общежития. А вот подлинные опоры на пандусе остались.
АНОНСЫ
Музыкальная студия МАрхИ "Euterpe" [Эвтерпа]
лента
МЕРОПРИЯТИЙ
В 2018 году студия отметит своё 10-летие. В ознаменование юбилея творческий коллектив готовит праздничный фестиваль, призванный подвести своего рода итоги первой декады.
16 - 21 апреля - Выставка художественных работ и фотографий,посвященных 10-летию творческого пути музыкальной студии
19 апреля - «Свадьба Фигаро». Музыкальный спектакль на основе одноимённой оперы В.А. Моцарта. Режиссёр - Татьяна Сусла. Премьера.
7 июля - Закрытие фестиваля. Гала-концерт «Избранное за 10 лет».
Наряду с концертами студия планирует выпуск своего первого диска, а также небольшого документального фильма.
Подробнее о мероприятиях фестиваля можно будет узнать на официальном сайте и в группах студии в соцсетях.
.
Над номером работали:
Галина Аракелова
Ксения Васильева
Анастасия Попова
Алёна Савельева
Надежда Возжаева
Ксения Розум
Татьяна Сусла

Главный редактор: Юдина Наталья

Выпускающий редактор: Ольга Агеева

Дизайн и верстка: Анастасия Гришина

Благодарим за помощь:
Асю Успенскую
Коллектив STUDIO 911 и лично Виктора Крылова
Антона Чурзина
Илью Асорова
Яну Мигунову
Made on
Tilda